Размышления о миссии, которую предстоит осуществить криптовалютам, могут вселить страх, вызванный будущим, в которое идёт человечество. 

С одной стороны, криптовалюты представляются этакой грёзой либертарианца. Технология позволяет осуществлять транзакции денег – или любых ценностей – в интернете, без участия третьей стороны. Сущность криптовалют состоит в том, что они наделяют индивидуумов полномочиями. Проекты, подобные биткоину, работают на открытом ПО, устойчивы к цензуре, трансграничны и свободны от любых ограничений и контроля. Они ставят под сомнение роль банков (и даже само существование последних) и намекают на реальность мира, построенного на принципе полного и безоговорочного самоуправления.

С другой стороны, в руках власть имущих криптовалюты могут превратиться в орудия стяжания власти над подданными – абсолютной и превосходящей все известные прецеденты.

«Как это возможно?», – спросит читатель. Складывающиеся перспективы можно объяснить на примере FedCoin: проект централизованной правительственной криптовалюты, призванной заменить собой нынешние фиатные деньги.

Криптовалюты как «программируемые деньги»

Возможно, самым важным достижением в мире криптовалют после изобретения биткоина стало возникновение проектов, работающих на языках, удовлетворяющих полноте Тьюринга, таких как Ethereum. Они напоминают биткоин, но содержат важную дополнительную характеристику: способны производить любые вычисления. Поскольку эти криптовалюты способны осуществлять работу автономного программного кода, на них можно создавать распределенные приложения. Эти приложения, именуемые смарт-контрактами, носят революционный характер. Коротко говоря, они позволяют программировать деньги.

Возможность программировать деньги представляет собой огромное преимущество для правительств. Почему? Вот несколько примеров:

1. Автоматизация процесса налогообложения

Несложно вообразить мир, в котором американское правительство в лице ФРС заменяет доллар федкойном («федеральной монетой»/ FedCoin). В этом мире всякий раз, когда человек получает или тратит деньги, налог автоматически удерживается из транзакции. Таким образом, отпадает необходимость в конце года нанимать бухгалтера. Все подсчёты ведутся посредством смарт-контрактов в реальном времени. Криптовалюты могут устранить надобность в счетоводах, аналогично тому, как беспилотные автомобили избавляют от нужды в водителях автобусов и такси.

Не стоит забывать и о таком факторе, как сэкономленное время. Американские граждане тратят на действия, связанные с уплатой налогов, приблизительно 6.1 миллиардов часов в год, что выливается в потерю производительности стоимостью $233 млрд. Автоматизация процесса налогообложения значительно сэкономит время и деньги, а экономия для компаний и самих властей будет ещё более велика.

2. Автоматизация распределения денежных потоков

Помимо налоговой сферы, федкоин мог бы автоматизировать процесс перераспределения денег.

Например, политик обещает ассигновать на образование на 10% больше. Вместо того чтобы давать пустое обещание, он смог бы запрограммировать требуемую сумму непосредственно в блокчейн. Далее, всякий раз, когда правительство собирает налоги, 10% будут автоматически перенаправляться в Департамент образования. Федкоин избавит человечество от необходимости доверять политикам. Можно будет доверять самому коду.

Эта модель применима в деле любого иного распределения денег. Кто-то хочет простимулировать некий процесс или проект деньгами? Ему не придётся посылать почтой физические чеки и переживать за то, что мошенники попытаются украсть средства. Достаточно одной строки программы.

3. Прозрачное правительство

Благодаря федкоину можно сделать работу правительственных структур гораздо более прозрачной. Одним из самых грубых заблуждений в отношении криптовалют служит представление, согласно которому криптовалютные транзакции анонимны. За исключением нескольких приватных блокчейнов, они вовсе таковыми не являются. Дело обстоит прямо противоположным образом. Можно хоть сейчас выйти на сайт bitcoin.org, скачать блокчейн биткоина и увидеть все транзакции за всю историю сети. Транзакции биткоина задуманы как имеющие публичный характер.

Если придать федкоину аналогичное устройство, то любой сможет получить доступ к блокчейну, найти правительственный адрес и увидеть, как именно политики тратят деньги населения.

Учитывая, что за последние 20 лет американское правительство бесследно потеряло 21 триллион долларов (это гигантская сумма – примерно столько же составляет весь национальный долг США), большая степень финансовой прозрачности будет огромным благом.

Опасность фальшивого банкротства

Благодаря криптовалютам управление государственными финансами может стать гораздо более эффективным и прозрачным. Так что же в подобной системе так пугает иных? Можно рассмотреть это на следующем примере:

Некто берёт в банке кредит на сумму $1 000 000 и покупает на эти средства биткоины, которые помещает в секретный личный кошелёк. После этого он бесследно уничтожает закрытый ключ за исключением 12 слов, образующих  секретную фразу. Её он заучивает наизусть. Теперь доступ к деньгам возможен только через его мозг (так называемый brainwallet - прим. ред.).

Далее, человек приходит в банк, объявляет себя банкротом и отказывается возвращать деньги. Обычно в такой ситуации банк, суд и власти, пытаясь вернуть деньги, сообща завладевают всей собственностью банкрота.

Вот только в рассматриваемом воображаемом случае они бессильны, поскольку деньги встроены в блокчейн через математический код. Отныне этот миллион долларов навеки принадлежит хитрецу.

Можно прямо сегодня пойти в банк и провернуть такую схему. Автор ни капли не шутит. Больше того, его удивляет, что до сих пор не слышно о скандалах такого рода. Честно говоря, если бы кто-то пошёл на подобную аферу, то ему стоило бы навсегда уехать из страны. В противном случае, его, скорее всего, обвинили бы в мошенничестве и приговорили к длительному тюремному сроку.

Суть в том, что криптовалюты стоят над законом. Это огромная проблема для правительств. Если все начнут поступать своевольно – скажем, отказываясь возвращать кредиты или платить налоги – то всё закончится катастрофой. Власти никоим образом не могут этого допустить.

Как же быть, если правительство хочет пользоваться всеми благами программируемых денег, но не желает терять над ними контроль? Существует простое решение:

  1. Они создают федкоин и замещают им национальную валюту.

  2. В федкоин они встраивают для себя «чёрный ход», благодаря которому могут заморозить или изъять средства, если владельцы последних попытаются смошенничать.

  3. Скорее всего, они запретят биткоин, эфир и любые иные открытые криптовалюты, которые не в состоянии контролировать. Да, и почему бы им не запретить и наличные в процессе, ведь они не в силах контролировать наличность, которую легче всего использовать в криминальной деятельности.

Если федкоин появится на свет, политики неизбежно присвоят себе абсолютный контроль над деньгами.

В рамках системы федкоина правительствам не придётся преследовать мошенников по суду, а банкам – изымать у должников средства. Для наказания и конфискации достаточно будет одного нажатия кнопки. Если подобная перспектива не пугает читателей, им стоит обратить внимание на такое явление, как китайская система социального рейтинга (кредита).

Эту программу китайские власти начали реализовывать в 2010-х годах. Она предполагает, что каждому гражданину страны даётся оценка (от 350 до 950 баллов), аналогичная кредитной оценке заёмщиков. Однако отличие в том, что оценивается не только способность человека вступать в роли заёмщика, но совокупность его качеств в ипостаси гражданина.

В рамках этой системы любой «неправильный» поступок лишает гражданина баллов. Такими поступками могут быть неспособность своевременно выплатить кредит, правонарушение или просто дружба с гражданином, рейтинг которого низок. В итоге, качество жизни человека деградирует параллельно понижению его рейтинга.

Низкий социальный рейтинг означает, что государство ограничивает гражданину доступ к финансово-кредитной сфере, поднимает процентные и налоговые ставки и даже снижает ему скорость интернета. Если рейтинг недопустимо низок, китаец не может отдать детей в частную школу, купить билет на авиарейс или поезд. Назначение системы состоит в том, чтобы сделать жизнь китайца (и жизнь его родных) как можно более скверной, если он не ведёт себя в точности так, как хочет правительство.

Аналогичным образом, в рамках системы федкоина сами деньги не дадут человеку совершать покупки, если у него слишком низкий рейтинг.

Всё это похоже на кошмарную антиутопию, но подобное происходит прямо сейчас. Власти Китая намерены внедрить эту систему в масштабах всей страны к 2020. Что ещё более странно, большинству населения она, судя по всему, пока нравится, поскольку граждане, которые ведут себя «хорошо», получают различные льготы и поощрения.

Легко вообразить, как «социальный кредит» может выродиться в нечто сомнительное в стране с коррумпированным правительством. Когда программа будет внедрена в общенациональном масштабе, ничто не помешает государству лишать людей баллов, если они принимают участие в неприемлемых для властей протестах или голосуют за «неправильную» партию. Используя деньги, система социального рейтинга станет механизмом абсолютного контроля.

Автор поднимает этот вопрос, поскольку ему представляется, что федкоин – тот самый компонент, которого Китаю не хватает, чтобы внедрить вышеописанную систему в масштабах всей страны. Если в Китае появится некая местная разновидность федкоина, все правила социального рейтинга можно будет закодировать непосредственно в деньги.

Таким образом, неудивительно, что Китай разрабатывает собственный федкоин с 2016. Кроме того, власти страны развернули репрессивную кампанию против криптовалют, запрещая ICO, майнинг и криптобиржи. Можно поспорить, что Китай станет первой страной, где запустят федкоин, а социальный кредит будет его ключевой характеристикой.

Близость переломного момента

Пришествие цифровых денег неизбежно. Это может случиться через 10 или 100 лет, но рано или поздно большинство мировых валют будут цифровыми. Причина проста – блага этого явления слишком велики и многочисленны.

Проблема в том, что по мере цифровизации денег они дают людям, их контролирующим, всё большую власть над всеми остальными. В настоящее время цифровые деньги позволяют банкам и правительствам отслеживать каждую транзакцию. Они решают, кто может получать и тратить деньги, а кто нет. Если человек нарушает установленные ими правила, они могут заморозить или изъять его средства одним нажатием кнопки. Всё это было немыслимо, когда деньги представляли собой просто кэш. Программируемые деньги сделают эту систему ещё более жёсткой.

И здесь на помощь приходят криптовалюты. Смысл крипто в том, чтобы иметь все преимущества цифровых денег, отказавшись при этом от центрального органа контроля. Мировые правительства проявляют всё больший интерес к идее федкоина. Им нужны все достоинства биктоина, за исключением децентрализации, подразумевающей утрату контроля над деньгами. Однако они упускают из виду самую суть.

Любые технологии можно использовать во благо или во зло. Энергия атома способна обогреть миллионы жилищ, но также способна их уничтожить. Криптовалюта ничем не отличается, в этом смысле.

Общество должно решить, какое применение этой новой технологии хочет найти. Ему нужен мир с открытой, глобальной, децентрализованной, свободной от цензуры монетарной системой? Мир, в котором валюта будет «деньгами народа, контролируемыми народом и предназначенными для народа»? Или оно хочет жить в мире, где цифровые деньги контролирует правительства, что грозит злоупотреблениями и гнётом?

В ближайшее десятилетие человечеству предстоит ответить на эти вопросы.

Об авторе: житель Калифорнии Тони Обе (Tony Aubé) – дизайнер бренда компьютерных игр для детей Osmo, автор статей на Medium и частый гость-лектор на конференциях по дизайну и технологиям.