Проект децентрализованной социальной сети Akasha – пожалуй, чемпион среди долгостроев Эфириума. Официально, его разработка началась во втором квартале 2015 года, еще до запуска основного блокчейна, а запуск на основном блокчейне состоится не раньше четвертого квартала 2018 года. Тем не менее, разработки идут, а сроки, обозначенные в дорожной карте проекта, опубликованной осенью 2016 года, в целом соблюдаются.
Несмотря на то, что ниша децентрализованных социальных сетей продолжает оставаться свободной, ни одному из реализованных за последние три года проектов не удалось достигнуть результатов хоть сколько-нибудь сравнимых с централизованными социальными сетями. Дальше всех продвинулся проект Steemit, однако после двух лет функционирования платформа оказалась под контролем крупных владельцев токенов и, в результате, степень централизации и внутренняя цензура Steemit вполне сравнима с традиционными платформами. Другой долгострой – Synereo, так и не сумел построить эффективную экономическую модель и теперь собирается мигрировать с Omni на Эфириум.
Почему так долго и зачем это нужно
Подход лидера Akasha Михая Алиси (Mihai Alisie) – одного из сооснователей Эфириума, еще в 2011 году вместе с Виталиком Бутериным основавшего первое медиа криптоиндустрии – Bitcoin Magaine, с самого начала отличался от конкурентов. Steemit, Synereo и другие, уже канувшие в небытие проекты, основное внимание уделяли монетизации контента, а их фронтенд представлял собой обычные приложения на корпоративных серверах. В отличие от них, Алиси видел Akasha полностью децентрализованным приложением Эфириума, в котором весь контент хранится в распределенной файловой системе IPFS. Это полностью неисследованная территория, на которой с нуля приходится создавать всю инфраструктуру.
Дело осложняется еще и тем, что сам Эфириум до реализации POS и шардинга является не полноценным продуктом, а лишь демонстратором новых технологий. Например, каждый лайк (апвот) в Akasha – это отдельная транзакция, и ее завершения приходится ждать несколько минут. Интеграция транзакций Эфириума с одновременным размещением и извлечением информации на IPFS при ограниченной пропускной способности интернет-канала – еще одна сложная инженерная задача. К тому же, IPFS пока тоже находится в зачаточном состоянии и ее нельзя назвать полностью децентрализованной – платформа майнинга распределенного хранения Filecoin еще не работает, поэтому хранилищами информации остаются компьютеры немногочисленных бета-тестеров и узлы Microsoft Azure.
Тем не менее, оптимизм команды растет, особенно принимая во внимание текущее состояние интернета и экзистенциальные проблемы социальных сетей, вскрывшиеся недавно:
Оглядываясь назад, кажется очевидным, что выбранный путь радикальной децентрализации был правильным решением. Скандал со слушаниями в Конгрессе вокруг манипуляций Facebook послужил толчком к смене парадигм в том, что касается способов онлайн-коммуникаций.
Люди начинают задавать вопросы «как» и «почему» сервисы, которые они годами использовали для общения с близкими и знакомыми, могут быть «бесплатными» […] Наконец, приходит понимание того, что децентрализация является реальной необходимостью, а не маркетинговой уловкой.
Вопрос, возникающий при первом знакомстве с Akasha: “Чем она отличается от других соцсетей?» Примерные ответы могут быть такими.
-
Akasha не отслеживает пользователей. Как приложение, так и браузерная версия не содержат никаких аналитических приложений. Весь контент создается пользователем на стороне клиента и передается в сеть без каких-либо собирающих информацию алгоритмов.
-
В Akasha нет рекламы и команда проекта полагает, что создать прочную бизнес-модель на основе рекламы невозможно – это неизбежно приводит к вторжению в частную жизнь пользователей.
-
Децентрализация – это не лозунг. Например, в браузерной версии Akasha код, отвечающий за IPFS, полностью переписан для обеспечения P2P коммуникации между браузерами.
-
Полный контроль над своим цифровым идентификатором – закрытые ключи Akasha создаются на компьютере пользователя и доступ к ним имеет только он.
-
Akasha не собирается конкурировать с «большими парнями» или строить «следующий Facebook». Скорее, это новый канал общения, позволяющий людям держать «больших парней» в рамках приличий.
-
Akasha не собирается проводить ICO c единственной целью получить финансирование. Проект финансирует себя сам. В тестовой сети выпущено уже три релиза – альфа, бета и вот теперь выходит версия для браузера. Если команда и решит проводить ICO, то это будет токен для решения проблемы, которую невозможно решить другими способами.
По последнему пункту Алиси отмечает, что новая концепция токена существует и будет представлена на конференции EDCON в Торонто.
Версия Akasha для браузера
Новая версия Akasha v0.7 с недвусмысленным названием «Латая дыры» (Mend the gap) интегрирована с браузерами Эфириума. Поддерживаются Chrome, Brave и Firefox с расширениями Metamask и IPFS Companion. Для любителей хардкора: теперь Akasha доступна и в официальном браузере Эфириума Mist. Версия в виде отдельного приложения тоже остается: поддерживаются Windows, Mac и Linux. Dapp по прежнему работает в тестовой сети Rinkeby. Уникальным идентификатором пользователя остается его Эфириум-адрес, однако, при желании, к нему можно добавить никнейм. В новую версию можно импортировать профиль из предыдущей (0.6, 0.6.2).
Важно не забывать, что:
-
Ни в коем случае не следует верить любым объявлениям о том, что Akasha проводит пресейл или ICO. Если все же ICO Akasha когда-либо состоится, объявление об этом следует получать только по официальным каналам (Twitter, Discord, Akasha Dapp)
-
Устанавливать Akasha следует только из официального репозитария на Github и всегда проверять цифровую подпись: AKASHA International GmbH
-
Не следует отправлять настоящие ETH на адрес Dapp. Бета тестеры получают при установке достаточное количество тестовых ETH и AETH (условное название нативного токена)
-
Бета-версия не является готовым продуктом. Разработка Akasha займет несколько ближайших лет, а источником ее эволюции будет сообщество.
Пока больше вопросов чем ответов
Проблемы, вскрывшиеся в расследовании манипуляций Facebook, актуальны и для Akasha. Пока вопросов больше чем ответов. В первых откликах на запуск браузерной версии соцсети разработчики пытаются дать ответы. Вот только несколько примеров:
Вопрос: Akasha находится на блокчейне, прозрачном и неизменяемом. Как же пользователь будет контролировать свои данные, если он не может их удалить или модифицировать. (Facebook может сделать это).
Ответ Алиси: На концептуальном уровне, публикация поста на Akasha состоит из двух частей.
-
IPFS хеш, указывающий на содержание поста
-
Транзакция, записанная в смарт-контракте, индексирует хэш IPFS, указывающий на содержание поста
Что касается удаления: поскольку сам пост находится не в блокчейне, автор может провести его «делистинг» из сети Akasha.
Относительно модификации опубликованного контента: пользователи Akasha могут иметь несколько версий поста (их история записывается на IPFS). Представьте дерево хэшей, в котором записаны все версии от самой последней до оригинальной. Редактируя пост, автор проводит транзакцию и в смарт-контракт записывается новый хэш IPFS. Все дерево остается доступным до тех пор, пока в сети есть пиры.
Другой аспект – Facebook собирает целый пласт данных, о которых пользователи не догадываются и тем более не контролируют. Это информация о поведении пользователей. Собираются все данные – время между нажатиями на клавиши (измерения уровней беспокойства), время просмотра определенной области экрана и даже то, что пользователь предпочитает не публиковать вообще.
Вопрос: Смогут ли пользователи делиться своими данными в обмен на дисконты или какую-то часть доходов?
Ответ: Мы исследуем ряд альтернативных бизнес-моделей, которые не нарушают приватность пользователей. В идеале, пользователи интернета не должны «продавать душу» в обмен на «бесплатный сервис» (который на самом деле оплачивается бесконечными нарушениями приватности). Один из возможных примеров – аренда неиспользуемого пространства на диске пользователя в обмен на токены или публикации постов.
И наконец, команда проекта в очередной раз напоминает, что если все же решится на какую-либо форму ICO, то участие в краудсейле смогут принять только обладатели приватных ключей, полученных при тестировании альфа- и бета-версий.