Все мы знаем еще из школьного курса истории, что рыночные отношения зародились в древние века из потребности в обмене товарами. Самые первые сделки являлись бартером, а ценность товаров определялась сложностью их добычи и спросом на них. Но в процессе развития человеческого общества такой способ оказался недостаточно практичным и удобным.
И хотя появление первой формы денег в виде морских ракушек, камней, шкур животных и даже какао-бобов для современного человека кажутся весьма примитивным решением, в то время это был своего рода технологический прорыв. Однако в таком виде деньги были удобны для использования только внутри конкретного социума, в котором они были приняты, а с появлением внешнеторговой деятельности утратили эффективность.
Андре Прево:
Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду.
Эту проблему удалось решить лишь в VII веке до н. э., именно тогда появились первые чеканные монеты. Они в корне отличались от предыдущего типа денег. Номинал был четко обозначен, а центральный орган власти гарантировал их ценность и защищал от подделки. Такой подход лучше способствовал ведению внешней торговли, а также ее активному развитию. Пользоваться монетами удобно, ведь их легко хранить, перемещать, а также существует возможность размена. Это был очередной прорыв, повлекший за собой начало формирования новой межгосударственной экономики. Монеты из металла оказались настолько практичны, что мы ими пользуемся до сих пор.
Ж. Вриньо:
Банк — это здравый смысл, трезвый подход к действительности, к партнерам.
Развитие торговли обусловило необходимость в постоянной транспортировке большого количества монет на дальние расстояния. Это было не только небезопасно, проблему составлял и немалый вес перевозимых денег. Решение было найдено, и вскоре оно перевернуло весь мир.
Так появились первые банки. Они стали хранить деньги торговцев, взамен выдавая сертификат с указанием суммы, которая находится на хранении. Банки позволили расплачиваться не деньгами, а сертификатами. Такая система получила огромную популярность и значительно повлияла на мировую экономику. Со временем уже сами сертификаты активно использовались в качестве денег. Именно тогда появился термин «банкнота», от английского banknote дословно «банковская запись».
Томас Джефферсон:
Банковские учреждения более опасны, чем регулярная армия.
Сеть банков стремительно росла, банкиры обретали все больше влияния, а их политическая и финансовая деятельность не всегда шла на пользу государственной валюте и казне. Кроме того, их действия не всегда совпадали с интересами правящей верхушки, что привело к необходимости в регулировании частных банков.
К. Гепперт и К. Пат:
Центральный банк — это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие от них, может сам печатать нужные ему деньги.
Первым центральным банком стал государственный банк Швеции в 1668 году. В его задачи входило ведение денежно-кредитной политики, а также выпуск национальной валюты.
Если провести аналогию, можно заметить нечто схожее и в современном мире. А самое интересное — и тогда, и сейчас одна и та же причина повлекла за собой одинаковые последствия. Появление частных банков было обусловлено развитием экономики и стало причиной создания центробанков.
Изобретение криптовалют — тоже следствие непрерывного развития экономики и причина последующих попыток их регулировать государствами, а также работы над созданием национальных криптовалют.
Жан Пол Гетти:
Покупай, когда остальные продают, и удерживай до тех пор, пока кто-нибудь не захочет это купить. Это не просто лозунг. Это суть успешного инвестирования.
Криптовалюты молниеносно распространились по всему миру. И сейчас непросто будет найти человека, который не слышал бы о Bitcoin, а майнинг криптовалют и фермы для майнинга стали обычным делом. Такой успех и популярность криптовалюты заслужили благодаря невиданной ранее волатильности. Для того же биткоина вполне нормально измениться в цене на несколько тысяч долларов всего за несколько часов. Неудивительно, что такая особенность привлекла инвесторов по всему земному шару возможностью вложиться и заработать в кратчайшие сроки.
Криптовалюты — «деньги будущего», именно так считают энтузиасты и они, несомненно, правы. Цифровая валюта имеет большой потенциал. Возможности применения таких валют в любой нише значительно превосходят все существующие аналоги. Практика использования уже доказала эффективность цифровых денег, а колоссальная популярность— что экономика давно нуждается в подобном финансовом инструменте.
Однако не все так радужно и, помимо достоинств, криптовалюты имеют ряд существенных недостатков. Высокая волатильность лишь один из них, и это скорее следствие, а первопричина — их необеспеченность. Кроме того, криптовалюты технологически не способны работать в тандеме с государством и практически не поддаются регулированию из-за полной или частичной анонимности пользователей. Это повлекло за собой многочисленные финансовые махинации, а затем, и крайне жесткие меры по запрету криптовалют и ICO в некоторых странах.
Бенджамин Франклин:
Самые лучшие инвестиции — в знания.
Инвестирование в науку и технологии было популярным во все времена, а инвестирование в блокчейн стало настоящим трендом современности. Суммы, выделяемые на развитие направления, составляют миллиарды и миллиарды долларов и продолжают расти. А общая капитализация всех существующих криптовалют согласно данным Coinmarketcap.com составляет несколько сотен миллиардов долларов. Такое активное финансирование дает положительные результаты: блокчейн становится совершеннее, а цифровые валюты избавляются от своих недостатков.
Бенджамин Грэм:
Инвестор должен всегда поступать как инвестор, а не как спекулянт.
По прошествии массового хайпа с криптовалютами инвесторы получили определенный опыт и стали более избирательны в своих капиталовложениях. Все больше уделялось внимания особенностям технологии в основе инвестиционных проектов. Сотни созданных клонов биткоина перестали интересовать вкладчиков. Сфера бизнеса требовала от таких валют большей стабильности, а правительства — возможности регулирования и юридической ответственности.
Такие требования обусловили появление первых криптоактивов, среди которых можно выделить Xaurum и Gold. Данные финансовые инструменты уже имеют обеспеченность физическим ресурсом — золотом. Оно находится в хранилище, а пользователи на руках имеют цифровое подтверждение на право владения определенным количеством этого золота. Ничего не напоминает? Верно, как и в случае с самыми первыми банками, в которых хранились монеты, а в обиходе были банкноты. Разница лишь в том, что технология блокчейна позволила избавиться от непрактичных бумажных сертификатов и значительно повысила качество проведения взаиморасчетов.
Несмотря на все преимущества криптоактива, связанные с его обеспеченностью и повышенной стабильностью курса, вопрос их регулирования остается актуальным. Использование цифровых денег в бизнесе может быть исключительно удобным и выгодным. Однако для ведения легального бизнеса в рамках правового поля необходима не только более гибкая и дружественная законодательная база, но также и платформа для цифровой валюты на базе усовершенствованного блокчейна.
Леонид Сухоруков:
Чтобы тратить деньги с умом, нужно потратиться сперва на ум.
Очередной этап развития денег ознаменовало появление умных контрактов. Это электронный алгоритм, работающий в одной с криптоинструментами среде. Такой контракт можно представить как запись условий сделки, зафиксированной в блокчейне, выполнение которой произойдет автоматически. Причем область применения технологии умных контрактов распространяется не только на сферу бизнеса. Ее потенциал огромен и многократно увеличивается за счет потенциала самого блокчейна.
Дональд Трамп:
Нет ничего более преступного для финансового благополучия, чем придумать отличную идею и не удосужиться реализовать ее.
Одна из первых платформ, в которой была реализована возможность создания и использования умных контрактов, — Ethereum (разработана Виталиком Бутериным и запущена 30 июля 2015 года). Сейчас ядро Ethereum используется многими разработчиками и предпринимателями для построения своих блокчейн-систем и целых бизнесов. В то время как правительства разных стран только пытаются адаптировать свое законодательство для внедрения в экономику новейших финансовых технологий, частный бизнес уже преуспел в этом.
И вот тут важно не упустить исторический момент, когда в руках человечества сформировался совершенно новый финансовый инструмент — криптоценность. Для его работы необходима «живая» экосистема, самодостаточная и саморегулируемая. Ethereum и его более молодого, но не менее амбициозного конкурента EOS можно считать криптоценностью, поскольку эти блокчейн-системы способны на гораздо большее, чем просто проведение транзакций. Но есть и еще одна платформа, отличающаяся от двух указанных, и ее стоит рассмотреть подробнее.
Стив Джобс:
Инновация отличает лидера от последователя.
Международная компания Simcord занимается научно-исследовательской деятельностью в области разработки и производства высоконагруженных программных решений на базе технологии блокчейна и успешно развивается уже 18 лет. В марте 2018 года компанией была запущена cистема Bitbon. Это многофункциональная платформа на базе технологии блокчейна, в основе которой — криптоценность Bitbon.
Среди возможностей системы можно выделить: проведение взаиморасчетов, коллективное инвестирование посредством контрибьютинга и привлечение финансирования для различных бизнес-проектов. Одна из особенностей — обеспеченность самого Bitbon реально существующими ресурсами. И самое важное — любая деятельность в этой системе подпадает под действующее законодательство государства, резидентом которого является пользователь. Это стало возможно благодаря исключению анонимности пользователей путем прохождения процедуры KYC. Следовательно, все взаимодействия между ними будут закреплены юридически.
Наполеон Бонапарт:
Богатство — не в обладании сокровищами, а в умении их использовать.
Такие платформы как Ethereum, EOS не ставят возможность проведения транзакций между пользователями как первоочередную задачу. Транзакции — лишь малая часть их функционала, а цели их куда выше и глобальнее. Аналогичный подход использует и Система Bitbon.
В перспективе возможно внедрение всех сфер бизнеса и экономики на всех уровнях в единую глобальную Блокчейн-экосистему. Таким образом, учет всех доступных человечеству ресурсов будет содержаться в едином публичном реестре, обновляться и контролироваться в режиме реального времени.
По прогнозам, использование блокчейна в качестве реестра, а криптоценности как единицы учета ресурсов позволит достичь повышения эффективности экономики и промышленности в планетарном масштабе от 20 до 60%. Это касается, в частности, производства и распределения продуктов, электроэнергии, водных и других ресурсов.
За цифровой валютой будущее, бесспорно, но если выражаться точнее, и как показала эволюция формы денег — будущее за многофункциональными и высокоэффективными платформами, в основе которых — базовые принципы, заложенные в основу криптоценности.