Модное словечко «блокчейн» всё чаще звучит в финансовой индустрии. Наиболее общее представление об этом новшестве является таким: децентрализованная бухгалтерская книга, которая является полезной в нашем глобализированном обществе. Что делать с блокчейном, уже ломали головы директор МВФ мадам Лагард и глава ФРС Джанет Йеллен. Со временем, сформировалось разделение на общие и частные блокчейны.

Если просто определить блокчейн, как распределенную бухгалтерскую книгу, сложно объяснить, в чем он окажется намного интереснее SQL, тем более, что он медленнее работает. Его самые важные преимущества на самом деле — это избыточность защиты и стойкость к подделке данных. Например, если вы развернёте слишком маленькую сеть, у неё не будет избыточной надёжности.

К общественным блокчейнам относятся Bitcoin, Ethereum, многие альткойны и перспективный проект Hyperledger. Ripple является сочетанием централизованной и децентрализованной системы. Все данные общественных блокчейнов открыты по умолчанию, хотя с помощью дополнительных средств их можно скрыть. Это даёт невиданные прежде возможности, такие, как сопротивление взлому или возможность скрыть свои средства от излишнего внимания. За семь лет существования цифровой валюты никто не смог преодолеть её защиту. К сожалению, возникает ограничение на пропускную способность, так как данные должны дублироваться всеми участниками сети.

Между тем, частные блокчейны являются самым важным новшеством для защиты денег с тех пор, как был изобретён навесной замок. Чем меньше людей знают о вашей базе данных, тем она в большей безопасности. Но и в этом случае есть парень снаружи, готовый взломать, или парень внутри, готовый сдать информацию. Если ваша блокчейн-система используется только для ночных игр в бинго в доме престарелых, она никому не интересна. Если же в ней обращается 1 миллион долларов, вы помимо своего желания проводите бессрочный конкурс «Хакатон» с миллионным призом.

По этой причине Пол Чоу, представитель сообщества Биткойна в комиссии США по биржевой торговле и фьючерсам, слабо верит в успех частных блокчейнов. Он больше надеется на успех уже проверенного под нагрузками блокчейна Биткойна. Ещё один сторонник Биткойна - Андреас Антонопулос - считает, что частные блокчейны страдают от тех же проблем, что и внутренние сети организаций.

Эффект первопроходца является чрезвычайно сильным, что мы видим на примере внедрения как двигателей внутреннего сгорания, так и Интернет-протоколов. Правы ли максималисты, безоговорочно верящие в Биткойн? Покажет время. Важно и то, что пользователи открытых сетей могут внести нужные им изменения в систему. Сравните открытость систем на блокчейне и политику приватности Facebook, в которой совершенно не обращают внимания на запросы пользователей.

Между тем, есть преимущества и у частных блокчейнов. Это снижение стоимости сделки практически до нуля. Ускорение обработки сделок и достижение таких скоростей, которые доступны только для систем управления базами данных. Частная жизнь также более защищена в приватном блокчейне. И наконец, использование банками частных блокчейнов защитит их бизнес от разрушения. У банков и правительств есть личная заинтересованность в том, чтобы национальная валюта сохраняла ценность. Перехода граждан на Биткойн им нужно избегать любой ценой.

Поэтому и возникают проекты, подобные Streamcore, Deloitte Rubix, Eris Industries, AlphaPoint, майкрософтовский Blockchain as a Service (BaaS), а также Multichain, который позволяет развернуть систему на основе блокчейна хоть на домашнем ПК. А над миром финансов, возможно, будет господствовать R3 или обновленный SWIFT.