Интерес к блокчейну и возможности использования его в научных целях возник еще в 2013 году у разработчика Eris Industries Заха Рамзи. И только спустя два года задача стала яснее. Размышляя над таким явлением, как ошибки при публикации, Рамзи пришел к выводу, что особенный вред это приносит именно научным исследованиям.

Исключение дублирования

Представьте себе, что какому-то ученому, допустим, микробиологу, пришла в голову идея для новаторского эксперимента. Он производит эксперимент, но не получает ожидаемого результата. Он меняет некоторые параметры и пытается снова. И снова результат не соответствует гипотезе. В конце концов, ученый отказывается от этой идеи и переходит к другим исследованиям.

Независимо от него, другой микробиолог, после прочтения той же самой литературы, задумывается над подобным «новаторским» экспериментом. После многочисленных попыток он тоже не получает ожидаемого результата и движется дальше.

В чем здесь проблема? Один ученый дублирует усилия другого, поскольку они были ему недоступны. В это самое время они находились на жестком диске компьютера в папке «это не работает».

Оба этих исследователя имеют доступ к Интернету. И с технической точки зрения одному ученому можно легко получить результаты экспериментов других ученых, работающих над той же проблемой. Однако на самом деле это не так просто. Почему? Все просто: нет стимула.

Публикация нулевого результата в каком-то третьесортном журнале не поможет исследователю в его научной карьере. Кроме того, ни у кого нет времени на написание статьи и изложение всего процесса. Несмотря ни на что, наука продвигается именно потому, что мы вдруг обнаруживаем, что что-то не работает, и по большей части, почему это не работает, неизвестно. Однако вся эта информация обычно спрятана где-то и к ней нет доступа.

Конечно, ученый, проделавший множество экспериментов и не получивший нужного результата, может опубликовать свои изыскания неофициально, в своем личном блоге или в некоторых журналах, таких как, например, Plos ONE, для которого статистика не является показателем для публикации.

Масштаб подобных работ в научных лабораториях по всему миру огромен. Публикация результатов не отнимает много времени, но многие ученые, скорее всего, не считают свой вклад значимым, если он не опубликован в престижном журнале, либо они сомневаются, что их результаты будут должным образом заархивированы и проиндексированы.

Тем не менее, если мы хотим, чтобы доступ к такой информации был простым и бесплатным для каждого, имеющего подключение к Интернету, архивация и индексация содержимого должна быть выполнена.

Блокчейн плюс IPFC

Появление ресурса Sci-Hub открыло перспективу свободного доступа к огромному хранилищу человеческих знаний. Введение "межпланетной файловой системы" IPFS стало наиболее вероятным кандидатом для долгосрочного сохранения знаний. И IPFS определенно могла бы работать с блокчейном. Нужен реестр, который бы отслеживал все соответствующие содержанию хэши и обновлял их. В идеале, такой реестр будет распространяться в большинстве учебных заведений. Ведь эти учреждения и должны быть теми, кто сохраняет интеллектуальную собственность исследователя, а не некоммерческие журналы.

Это и стало основной мотивацией при создании toadserver. Он принимает загружаемый файл, получает IPFS хэш, регистрирует имя файла и хэш в eris-db и наконец, добавляет файл на любое количество узлов IPFS. Конечно, это не станет революцией в науке за одну ночь.

Недостатком академических исследований является их неспособность эффективно включать пользовательский контент. Общество же имеет потребность участвовать в научных исследованиях и понимать их. В настоящее время, блокчейн активно используется для оптимизации финансовых услуг, но его можно применить и для автоматизации обнаружения знаний.

Сравнительно недавно Google выпустила приложение, позволяющее анализировать изображения. Допустим, вы отправляете ему картинку сурка, и в ответ вам приходит описание сурка, то есть вы можете быть уверены, что это действительно сурок.

Что происходит, когда эта функциональность объединяется с блокчейном? Допустим, вы загружаете изображение, оно обрабатывается и отправляется в приложение Google Cloud Vision, чтобы получить описания изображения. Эти описания проверяются на наличие определенного пользователем списка слов, и если есть совпадение, изображение добавляется в toadserver. Хоть реализация этого процесса и проста, получается несколько сотен строк кода. Это является частью растущего набора инструментов для научного сообщества.

Сотрудничество ученых без границ

Уже сегодня постоянно возникают стартапы для оптимизации сотрудничества между научно-исследовательскими лабораториями. И это будет происходить до тех пор, пока у разрозненных научно-исследовательских лабораторий, или журналов с платным просмотром для общественности, или у среднего гражданина не будет средств и методов вносить свой вклад в общемировые знания. С блокчейном это станет возможным.

Борьба за открытый доступ к общечеловеческим знаниям идет постоянно. Противники занимаются защитой авторских прав, хотя это противоречит Университетской декларации прав человека, статья 27, где говорится, что «каждый человек имеет право свободно… участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами».

Наука, в конечном счете, продвигается благодаря усилиям всего человечества, и сделать эту мечту реальностью в настоящее время возможно вместе с блокчейном.