Минфин РФ воспользовался паузой "до конца лета" взятой для доработки законопроекта по "денежным суррогатам". Слишком неопределенные и жесткие требования в текущей версии документа уже много раз подвергались критике, в частности, на конференции в Госдуме, прошедшей 2 июня. Сейчас в министрестве сомневаются относительно точности формулировок в законопроекте о денежных суррогатах, определяющих круг действий, относящихся к ним, и тех, кто подпадает под наказание в виде лишения свободы.

По словам замминистра финансов РФ Алексея Моисеева, представители министерства ещё не пришли к единому мнению относительно данного законопроекта.

"Существуют опасения, что формулировка "производство с целью сбыта" может затронуть те области, которые затрагивать не нужно", - считает он.

В марте этого года Минфином были внесены предложения поправок в Уголовный кодекс, ужесточающие ответственность за выпуск "денежных суррогатов" (в частности криптовалют). Так, за "изготовление, приобретение в целях сбыта и сбыт денежных суррогатов" было решено наказывать лишением свободы на срок до четырех лет либо штрафом в размере до 500 тысяч рублей.

Штраф для организованных групп составил от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, или лишение свободы до шести лет. Для руководителей финансовых организаций предусмотрен тюремный срок до семи лет или штраф от 1 миллиона до 2.5 миллионов рублей, без права в дальнейшем занимать определенные должности.

"Мы не случайно не представляем окончательную версию данного законопроекта правительству - мы подбираем для него подходящую формулировку. Это не только наши предложения, но и предложения правоохранительных органов, которые имеют непосредственное отношение к данному вопросу",- говорит Моисеев.

"Наша цель - сделать закон правильным для всех. Аналогичная ситуация происходила с законом о финансовых пирамидах: мы очень долго оттачивали формулировку и продвинулись вперед только тогда, когда пришли к общему выводу, что она действительно будет наказывать того, кого надо и не будет мешать тому, кому не надо.

В данный момент у Минфина нет уверенности в том, что существующая формулировка в законопроекте о денежных суррогатах полностью отвечает этой цели, поэтому мы еще дискутируем по этому поводу".

За майнинг наказания не будет

Одной из интересных деталей новой позиции Минфина стало смягчение отношения к майнерам. Теперь, по крайней мере, для частных майнеров, не являющихся держателям пулов на территории России, наказания не будет.

"Майнинг биткоинов ненаказуем. Вопрос в том, что такое сбыт и как он реализуется. Если у майнера мощный компьютер и он находится внутри системы биткоинов, как-то это использует – за это наказывать не будут. Но если речь идёт о сбыте биткоинов за рубли – вот тут нужно чёткое определение наказания", - отметил Моисеев.

Он добавил, что первоначальная позиция Минфина относительно недопуска проникновения биткоинов в регулярные расчеты остаётся прежней - негативной.

"Мы продолжаем исходить из того, что законной валютой РФ является рубль, соответственно, расчеты за товары и услуги должны осуществляться именно в этой валюте. Мы поддерживаем развитие технологии блокчейна и признаём её популярной прогрессивной технологией.

Но мы предполагаем, что возможны и другие её успешные применения, о которых говорил в том числе Греф (по словам председателя правления Сбербанка, технология блокчейна перевернёт все без исключения индустрии – от финансовой сферы до сельского хозяйства).

Но в ситуации, которые касаются денежных средств, мы должны внедрить эффективные ограничения, направленные на то, чтобы криптовалюта не использовалась для расчетов за товары и услуги. Возможно приобретение за биткоины каких-то определенных услуг в рамках этой системы. Но в целом это происходить не должно.

Анализируя статистику практически всех стран мира, которые превратили денежные суррогаты в валюту, мы видим, что подавляющее большинство криминальных расчетов, связанных с рэкетом, отмыванием денег, киберпреступностью и вымогательством, происходит именно в биткоинах. Мы не можем допустить подобное." - пояснил замглавы Минфина.

Интересно было бы узнать источники информации Минфина, так как количество стран, признавших криптовалюту деньгами, крайне мало. Кроме нескольких островных оффшоров, на это фактически решилась только Япония, но и там законы по криптовалюте еще не вступили в силу. 

В то же время, по нескольким докладам крупных аналитических агентств, криптовалюты занимают очень незначительную долю в незаконных финансовых операциях.