Позиция властей и Центрального банка России продолжает меняться. После полутора лет разговоров о жестком ограничении или даже полном запрете криптовалют, теперь все чаще звучат слова о регулировании этого рынка. Однако, позиция Центробанка может стать противоположной мнению Минфина, который уже практически довел свой законопроект о денежных суррогатах до обсуждения в Государственной думе.

Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила в интервью CNBC:

Банк России продолжит внимательно следить за рынком биткойнов и при необходимости регулировать его.

Мы видим, как развивается этот рынок, видим в нем и определенные риски. Мы предупредили об этом субъектов экономической деятельности. В силу анонимности многих операций они могут использоваться, в том числе, для проведения сомнительных операций. Но мы следим за развитием этого рынка, видим, что для потребителей есть и привлекательные стороны биткойнов - оперативность, мобильность, низкие издержки, поэтому востребовано такое направление развития финансовых рынков. Поэтому мы будем внимательно смотреть и при необходимости регулировать.

При этом Набиуллина отметила, что ей трудно себе представить ситуацию, чтобы биткойны стали резервной валютой.

Bitcoin - одна из самых популярных альтернатив традиционным валютам, представляет собой программный код, который не регулируется ни одной страной или банковским надзорным органом в мире. Не имеет единого эмиссионного центра. При этом эмиссия Bitcoin ограничена алгоритмически: теоретически каждый владелец мощного компьютера может "добыть" биткойны путем использования вычислительных мощностей, однако общее число денег в обороте ограничено.

Банк России в начале 2014 года предостерег граждан и юрлиц, и прежде всего кредитные организации и некредитные финансовые организации, от использования виртуальных валют (в том числе биткойнов).

В прошлом году Минфин РФ разработал законопроект, предусматривающий штрафы за выпуск виртуальных валют и умышленное распространение информации, позволяющей осуществлять выпуск таких валют или проводить операции с ними. Штрафы для юридических лиц предлагалось установить в размере до 500 тысяч рублей (вначале фигурировала планка в 1 млн рублей, но затем предложения были смягчены).

Разработчики законопроекта отмечали, что неподконтрольность национальным регуляторам привлекает к виртуальным валютам теневой сектор экономики. Благодаря анонимности владельцев денежные суррогаты получили популярность при покупке нелегальных товаров и отмывании доходов, полученных преступным путем.

Однако в декабре 2014 года Минэкономразвития решило, что данный законопроект нуждается в доработке.

Глава Сбербанка Герман Греф в начале 2014 года заявлял, что виртуальные валюты представляют собой "очень интересный международный эксперимент, который ломает парадигму валютной эмиссии". "Их определенно не нужно запрещать, их следует пытаться осознать и, может быть, правильно регулировать", - отмечал он.

До конца этой недели может наступить некоторая ясность. Встреча Центробанка с представителями бизнеса и криптовалютного сообщества, о которой уже писали СМИ, вероятно станет решающей и определит дальнейшие действия регулятора.