Эксперты, представители банков, бизнесмены, и специалисты в сфере информационных технологий признают финтех технологией будущего. Тем не менее в России финтех-стартапы развиваются медленно. Почему это происходит?

По словам представителя венчурного фонда Runa Capital, в России стартап создаётся для продажи банку. Однако наблюдается следующая тенденция: как только стартап становится рентабельным и может быть проданным банку, он отказывается от этого и сам видит себя банком.

Александр Погудин, член совета директоров группы компаний «Центр финансовых технологий» (ГК ЦФТ), поддерживает это мнение. Он говорит, что «все люди, которых я встречал в финтех-индустрии, если они понимают модель того, как можно заработать деньги, сами хотят стать банком. Они не хотят никому продаваться…»

Возможно, ситуация с банками в России обстоит таким образом, что они пока не готовы для подобной покупки. На Западе со стартапами сотрудничают не только банки, но и вендоры (компании-поставщики или производители товаров и услуг под своей торговой маркой), которые занимаются проведением хакатонов и марафонов (форумы для разработчиков, где специалисты из разных областей разработки программного обеспечения, —программисты, дизайнеры и менеджеры, — работают в поисках решения какого-либо вопроса), созданием акселераторов.

В ЦФТ имеются внутренние программы, которые занимаются стимулированием и генерацией идей (идейный клуб «В фокусе», корпоративная конференция CFT-Experience). В региональных центрах разработки ЦФТ, проводятся специальные мероприятия (Test Trend). Ежегодно самые крупные проекты получают премию «Красный слон». В 2015 году таким проектом стал проект «Информационная система контакт-центра».

В России слияний и поглощений между вендорами, которые работают для банков, практически не происходит. На Западе слияние крупных команд и команд поменьше является обычной практикой — экономическая жизнь подталкивает к партнерствам, союзам и покупкам. В России это не происходит, возможно, потому, что текущим производственным задачам уделяется слишком много времени и средств.

Усугубляет положение дальнейшего развития технологии слабая поддержка со стороны экономики и политики, а также отсутствие достойного законодательства. В мире в области финтеха  господствует идея универсальных метаданных для всей финансовой индустрии. Это может послужить основанием для объединения разных рынков и сделать их понятными и доступными, несмотря на разные уровни развития и различия в продуктовой линейке. Эксперты считают, что за этим будущее всех рынков.

Это касается не только финансовой индустрии. В мире существуют деньги, финансовые потоки, платежи. Если какое-либо направление в индустрии (например, образование) поддержит подобную модель, все её финансовые операции — образовательные кредиты, расчёты с бюджетной системой, платежи и т.д.)—станут органичными и прозрачными.

Разнообразие финансовых продуктов должно соответствовать разнообразию человеческих потребностей. Подобное соответствие является большой возможностью для рынка. Это относится ко всем индустриям, которые имеют отношение к человеческим потребностям. Совместимость с платежными системами и финансовыми сервисами превратят их в абсолютно новые рынки. Все остальное — технологии коммуникаций, защиты информации, визуализации, — либо будет, либо не будет востребовано, в зависимости от того, будет ли решена первостепенная задача - органичное соответствие финансовых сервисов потребностям человека. Технологии для этого будут разработаны.