То, что называют "дебатами по размеру блока", продолжающимися весь последний год без каких-либо конкретных результатов, в настоящее время превратилось в борьбу за власть между группами разработчиков, разделившихся на несколько лагерей. Эта борьба способна расколоть блокчейн на частично совместимые цепочки, поддерживаемые их сторонниками.

"Все споры на самом деле не о размере блока," говорит разработчик Эрик Ломброзо. "В действительности речь идет о контроле над протоколом."

То, что на поверхности кажется чисто технической дискуссией, фактически сводится к человеческой жажде власти и различиям личностного восприятия. Но поскольку многие основные игроки в экосистеме биткоина находятся в Китае, исход этого спора будет решаться там. Биткоин находится под влиянием культурных различий между Западом и Востоком, о которых мы можем иметь лишь смутное представление.

На прошлой неделе одна из команд, которая назвала себя Bitcoin Classic, поддерживаемая в том числе Coinbase - одной из самых хорошо финансируемых компаний в криптопространстве - выпустила новую версию своего программного обеспечения. Это еще одна попытка модернизации, которую Ломброзо называет "тактикой смены власти группой разработчиков".

Почти одновременно, утром 12 февраля, около двух десятков человек, представляющих почти 20 крупных биткоин компаний, многие из которых будут непосредственно затронуты изменением программного обеспечения (и на которые приходится до 80% мощностей майнинга) сформировали группу, названную "Круглый стол биткоина" (Bitcoin Roundtable). Они выпустили заявление, отвергающее любые форки основного клиента, по крайней мере, на три недели. По сути, это ультиматум команде разработчиков Bitcoin Core, призывающий их наконец принять решение о размере блока.

На самом деле, компания HaoBTC, указанная на сайте Bitcoin Classic в качестве сторонника проекта, по электронной почте опровергла информацию о поддержке форка протокола. Директор по стратегии Эрик Му написал:

"Мы использовали китайское слово 支持 (переводится как «поддержка»), в заявлениях генерального директора и устно при встрече с ведущим разработчиком Джеффом Гарзиком в Пекине. Однако, это никоим образом не означает, что мы будем переключаться на майнинг Биткоин Классик".

Как написал Дэвид Эванс, преподаватель Университета Чикагской Юридической школы в 2014 году: "аудитория Биткоина децентрализована таким образом, что ни один банк или правительство не действует в качестве посредника. Но с точки зрения экономической эффективности все еще ​​существует посредник, просто в другом качестве. "Биткоин гораздо сложнее, чем типичный проект с открытым исходным кодом, потому что он включает в себя управление и стимулирование большой сети рабочих - майнеров, которые занимаются обработкой транзакций".

Проблема состоит в том, что конкурирующие команды разработчиков действуют вразнобой. Ни один лагерь не сможет получить власть без поддержки майнеров, а около трех четвертей текущей мощности сети, находится в Китае.

Китайский бизнес

Бобби Ли - генеральный директор BTCC, одной из крупнейших бирж и пулов Биткоина, является одним из немногих людей в сообществе, которые наблюдают эти культурные несоответствия регулярно. Ли получил образование в Соединенных Штатах, но в настоящее время живет в Шанхае. Он является одним из редких двуязычных английско-китайских предпринимателей, участвующих в международных конференциях Биткоина.

"Это просто угол в 90 градусов," - говорит он. "Я вижу линию одной команды, и я вижу другую линию. Одна группа думает по своему, а другая - совсем по-другому. Они ортогональны".

По словам Ли, дебатыв  англоязычном мире Биткоина сводятся к двум вопросам. Во-первых, как следует регулировать Биткоин: диктаторскими методами или демократическими? А во-вторых, что более важно - оставить все как есть или позволять увеличивать количество транзакций и пользователей? Лагерь в пользу сохранения размера блока меньше. Кроме того, многие в этой группе поддерживают другие решения, в первую очередь, так называемый Segregated Witness, который позволит совершать больше сделок без немедленного повышения размера блока.

С другой стороны, такие группы, как Bitcoin Classic, выступают за увеличение размера блока до 2 Мб, чтобы соответствовать росту сети. Еще один фокус в том, что меньшие блоки ведут к искусственному завышению комиссий, получаемых майнерами. Это в свою очередь нивелирует одно из главных преимуществ Биткоина по сравнению с другими платежными системами - то, что операции с криптовалютами значительно дешевле чем другие методы оплаты, например кредитные карты.

Но Ли говорит об этих вопросах совершенно в другом ключе.

"Такого рода вещи не волнуют китайский народ и он их не понимает. Это не в лексиконе жителей Поднебесной. Китайский народ не думает о демократии и децентрализации, индивидуальной свободе и других свободах".

Ли разделяет майнинговое сообщество Китая на пять основных групп:

  • производителей чипов ASIC
  • сборщиков устройств
  • операторов пулов майнинга и центров обработки данных
  • операторов майнинга, которые аккумулируют индивидуальных майнеров, распределяют риски и создают предсказуемый доход
  • собственно владельцев майнинговых ферм, многие из которых покупают их как долгосрочные инвестиции.

В то время как Запад ломает голову над тем, как модернизировать сеть, отношение китайского сообщества более прагматично и сводится к простой фразе: "не беспокойте меня, я пытаюсь просто заработать деньги."

Ссылаясь на то, как разработчики Биткоина разделились на конкурирующие команды, Ли говорит:

"Китайский менталитет - это использование одного энергоблока - одной политической системы, одной политической власти. Основная команда была оригинальной "политической партией". Теперь есть люди, которые придумывают различные причины, чтобы бросить вызов существующему порядку.

Но китайцы говорят так: "Давайте начнем с главного. Пока действующий руководитель дает нам то, что необходимо, мы пойдем с ним. Мы не собираемся дезертировать с корабля и создавать новую политическую партию по идеологическим причинам."

Круглый стол Биткоина

Бобби Ли и его брат Чарли подписали заявление Круглого стола, фактически отвергающее альтернативные группы разработчиков. Напоминая китайскую пословицу о "траве, которая не ломается, сгибаясь под сильным ветром",  Ли говорит что в китайской культуре это означает: если вы начинаете выделяться и проявлять жесткость, вы можете быть сломаны. Вы должны быть незаметными в общей массе".
Мнение Джека Ляо, генерального директора двух китайских компаний Bitexchange и Lightning ASIC, показывает верность действующим разработчикам Bitcoin Core:

"Я предпочитаю оставаться с 1 Мб. Я выбираю Segregated Witness, потому что команда разработчиков Core в течение последних двух лет проделала большую работу, и я доверяю им больше, чем команде Классик. Эта команда была создана ​​очень быстро, в течение нескольких месяцев, но и они после обновления до 2Мб не имеют дальнейшей стратегии".

Bitmain, китайский производитель майнингового оборудования и оператор пула, также поддерживает основную группу разработчиков, хотя компания выразила свое желание увеличить размер блока.

Увеличение предела является необходимым шагом на пути к поддержанию глобальной экосистемы Биткоина, которая является одновременно недорогой и доступной для всех пользователей", написал Джейкоб Смит, представитель компании. "При прочих равных условиях, если текущая команда Bitcoin Core будет стремиться к увеличению блока до 2Мб в своем коде, мы конечно их поддержим".

Другой представитель англо-китайского сообщества Джонсон Лау, который живет в Гонконге, высказывает мнение, близкое к точке зрения Ли: "Люди в Китае не заинтересованы в децентрализации. В западной культуре люди склонны проявлять недоверие к власти... но в Китае они склонны доверять."

В последующем электронном письме он цитирует одного инвестора китайского фондового рынка, который сказал: "я купил акции, так как увидел, что правительство хочет, чтобы рынок рос. Если правительство хочет, чтобы это произошло - значит, это произойдет".

Одним из основных факторов, способствующих ранней популярности Биткоина в Соединенных Штатах, было обращение к либертарианцам, которые были восхищены тем, что государство не является создателем этой валюты. Тем не менее Ли говорит, что концепция либертарианства не пройдет в Поднебесной.

"Китайский народ очень практичен, очень прагматичен, и понятие нескольких политических партий, людей, которые хотят свободу и анонимность - все это очень странно звучит для китайцев. Некоторые из китайцев хотят получить быструю прибыль. Они хотят играть и получить отдачу от своих инвестиций, и это происходит помимо Запада.

Я вырос и пошел в школу в Калифорнии. Я знаю, как люди здесь мыслят. Когда они приходят домой с работы или сидят в университете, они не думают: "Как я могу быстро заработать"? Только не в американской культуре, в то время как это китайская социальная норма."

Лау соглашается, что интерес Китая к биткоину имеет больше общего с интересом к любой горячей инвестиции, способной принести быструю прибыль. И это при том, что в стране постоянно лопаются финансовые пузыри, начиная с фондового рынка, почтовых марок, компании Agarwood и т.д. Он говорит, что некоторые богатые люди в китайском сообществе Биткоина не заинтересованы в самой концепции криптовалют, им нужно просто делать деньги. Некоторые люди, которые в одиночку контролируют " 2-3% от сети", не очень понимают протокол. Они действительно не думают о том, что является причиной добычи или почему биткоин это интересно".

За последний год многие полагали, что майнеры сами имеют возможность решить вопрос размера блока. На самом деле, Bitcoin Classic предлагает решение методом "выборов", на которых майнеры "голосуют" за версии Биткоина, и как только 751 из 1000 последовательных блоков поддержат Bitcoin Classic, это повлечет за собой 28-дневный период для клиентов сети, чтобы перейти на новое программное обеспечение.

Но Ли говорит, что в Китае слово "голосование" является табу.

"Никто не голосует в Китае. Вы не поймете, если не выросли или не жили в коммунистической стране. Голосование для нас непонятно, мы просто не голосовали. Мы даем возможность лидерам решать. Таким образом, китайская община говорит: "Эй, мы не будем голосовать. Мы даем возможность решать главной команде разработчиков.

"Иногда раздается критика: Эй, китайцы, почему вы не участвуете в голосовании? Почему вы игнорируете ваши обязанности? Но китайцы просто думают и живут по другому."

Их главной заботой является то, что основные разработчики ничего не предпринимают, китайцы в основном крайне консервативно относятся к переменам.

Адам Бек, разработчик и криптограф, который имеет постоянный контакт с командой разработчиков Corе и является соучредителем Blockstream, говорит, что Биткоин регулируется на основе консенсуса, согласно которому почти все должны согласиться. Это означает, что изменения должны быть желаемы всеми, так что программное обеспечение не будет разделено на две части. Он говорит, что китайская позиция работает на пользу Биткоина.

"У нас уже есть государственные деньги в виде доллара. Вот где мы получаем количественное смягчение и инфляцию. Биткоин по своему замыслу предполагает предотвратить такие ​​вещи. Он должен быть как золото, и это предопределено математикой системы. Биткоин предназначен для предотвращения политического голосования с целью изменения основ.

Биткоин должен стать жизнеспособной альтернативной валютой и он должен сохранить свои "золотые" свойства. У нас уже есть доллары США и евро, где политики одним своим словом могут создать инфляцию на сотни миллиардов долларов.

Одной из вещей, которые привлекает людей в Биткоине является то, что он подобен золоту и в дальнейшем не должен терять это свойство. Невозможно внезапно создать больше денег, адаптировать валюту или изменить свойства системы под воздействием политического давления."

Крайне парадоксально то, что западное сообщество Биткоина, в своем стремлении продвинуть валюту, разделилось на конкурирующие фракции. Но, как говорят специалисты, китайская точка зрения "очень полезна и совместима с Биткоином".