Представители Московской биржи и экс-глава ФСФР обсудили со студентами МГИМО инфраструктуру финансового рынка без посредников, которая возможна благодаря технологии блокчейна.

Экс-глава ФСФР Владимир Миловидов рассказал, что в то время, когда он был руководителем ФСФР (с мая 2007 по апрель 2011 года; сейчас этим занимается ЦБ), шли дискуссии относительно объединения РТС и ММВБ и создания центрального депозитария. Участники рынка высказывали тогда самые разные мнения. Подобная ситуация сложилась сейчас с обсуждением применения технологии блокчейна. В итоге, сторонникам централизации и слияния удалось добиться желаемого. Теперь на повестке новые не менее важные изменения, которые могут привести к децентрализации.

Анна Кузнецова, управляющий директор Московской биржи по фондовому рынку, считает, что требования к листингу на торговой площадке могут быть повышены в части количества и качества независимых директоров эмитентов. По ее словам, будущее за сервисами, которые предназначены для мобильных телефонов, поскольку планшеты и PC -  «вчерашний день». Она также отметила рост доли участия в торгах алгоритмических систем, которые медленно, но верно вытесняют обычных трейдеров.

Развивая эту тему, Миловидов предположил, что люди не смогут контролировать алгоритмическую торговлю, поэтому на службе регулятора также должны быть алгоритмические системы.

Кирилл Пестов, управляющий директор по срочному рынку Московской биржи, говоря о развитии технологий будущего, заявил, что тренд по исключению посредников к решениям peer-to-peer (аналогично Uber), со временем может появится и на финансовом рынке.

«С развитием технологии блокчейна необходимость в самом наличии брокеров исчезнет в ближайшие 10 лет», - считает он.

Миловидов поддержал коллегу и выразил предположения, что возможно стоит пойти дальше и отказаться от одной большой биржи ради десятка независимых торговых систем, извлекая «максимальную прибыль при минимальном риске».

По мнению Пестова, ЦБ такое развитие ситуации не понравится: «Не думаю, что регулятор будет счастлив, если понятную и прозрачную Московскую биржу заменят 20 непонятных систем».

Отвечая на вопрос одного из студентов о наличии конфликтов интересов в связи с тем, что ЦБ является акционером Московской биржи, экс-глава ФСФР заявил, что на сегодняшний день гораздо большей проблемой является брокерская составляющая.

В настоящее время биржа видит не всех клиентов российского брокера, так как у многих есть иностранные клиенты, учет которых не ведётся, поскольку те являются клиентами брокерских представительств или иностранных брокеров, а уже представительства и иностранные брокеры являются клиентами московских брокеров.

"Происходит разрыв - российские брокеры не видят своих зарубежных клиентов, и их заявки выставляют представительства, эти заявки подпадают под определение кросс-сделки (одно и то же лицо одновременно направляет на биржу заявку на покупку и на продажу актива), которые запрещены», - рассказал Миловидов.

Пестов поддержал эту точку зрения. В качестве негативного фактора он назвал тот факт, что 90% прибыли брокерские компании получают от инвестирования средств со счетов клиентов. Глава срочного рынка Московской биржи также добавил, что биржа предвидит последствия развития технологии блокчейна и стремится контролировать этот процесс.

Миловидов согласился, что биржа не может исчезнуть, так как даже в облачных технологиях необходим контроль за рисками при проведении расчетов.