Перед рождеством директор Overstock.com Патрик Берн объявил, что Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) одобрила его план выпуска акций с помощью технологии блокчейна. Это стало переломным и важным моментом. С использованием криптографических алгоритмов, работающих в обширной сети независимых компьютеров, с помощью распределенного реестра можно более эффективно, точно и открыто отслеживать обмен акций, облигаций и других финансовых инструментов, по крайней мере в теории.

На протяжении многих лет Уолл стрит использовал единую организацию для контроля финансовых инструментов. С блокчейном все может кардинально измениться. 

Тогда же депозитарий Trust&Clearing Corporation (DTCC) призвал весь сектор финансовой индустрии для совместной работы над технологиями блокчейна. "Отрасль имеет возможность переосмыслить и модернизировать свою инфраструктуру, чтобы решить давние эксплуатационные и архитектурные проблемы" - сказал президент и генеральный директор DTCC Майкл Бодсон. "Для того, чтобы реализовать потенциал распределенной технологии ответственным образом и чтобы избежать несогласованности и ошибок, отрасль должна работать скоординированно."

DTCC играет такую ​​важную роль в основной работе на фондовом рынке. DTCC контролирует всю систему урегулирования, систему, которая позволяет акциям перейти к другим владельцам после торгов, и это происходит в совместном владении крупнейших инвестиционных банков и других финансовых игроков на Уолл-стрит и за ее пределами. "Мы принадлежим Уолл стрит" - говорит технический директор DTCC Роберт Палатник" - все, что мы делаем, происходит по их просьбе."

Если DTCC хочет интегрировать блокчейн, это верный признак того, что сама Уолл-стрит хочет внедрить распределенный реестр. Сообщение Бодсона сигнализирует не только о намерении самой компании, но и многих других финансовых институтов, работающих на крупный бизнес.

Так как DTCC фактически контролирует сделки, которые лежат в основе фондового рынка, это пока лучшее предложение для блокчейна, которое только могло случиться.

"DTCC хочет застолбить применение блокчейна в отрасли финансовых услуг", говорит Джош Гальперов, который руководит консалтинговой фирмой Finadium и внимательно следит за развитием блокчейна. И благодаря DTCC крупные игроки рынка будут осуществлять контроль и влияние на следующее поколение блокчейн продуктов.

Это довольно парадоксально. DTCC представляет и развивает технологию, которая потенциально может их уничтожить. Нужно отметить, что на Уолл стрит кажется хорошо усвоили урок, которому их научила Кремниевая долина. Лучше опередить всех в освоении технологии, чем потом эта технология уничтожит твою компанию.

Патрик Берн из Оверсток рассказал, что DTCC является одной из главных причин, почему он и его компания начали исследовать блокчейн как способ демократизации и рационализации финансового рынка. В течение многих лет Берн публично жаловался на Уолл-стрит, называя их мошенниками, которые благодаря коротким продажам разорили его старую компанию. Его требование сводилось к тому, что DTCC не была должным образом урегулирована, и что это позволило игрокам Уолл-стрита продать акции, которых они на самом деле не имели. 

Он говорит:

Если мы создадим систему урегулирования на принципах блокчейна, мы можем закрыть лазейки для мошеннических действий трейдеров.

Это всего лишь часть видения Берна. И конечно же, DTCC не согласна с претензиями, что он не смог оградить свою компанию от продаж. Но, по крайней мере, блокчейн может убрать любую возможность манипуляций с ценными бумагами. Блокчейн может спасти банки от потери миллиардов долларов в нормативных и капитальных расходах.

Предпосылка создания децентрализованной торговой платформы для контроля сделок - это полная противоположность централизованной, доверенной, охраняемой, модели современной обработки ценных бумаг, которая уже давно задействована в DTCC. Другими словами, DTCC понимает, что технология распределенного реестра представляет существенную угрозу.

По этой, а также другим причинам пока неясно, примет ли DTCC эту технологию. Но, учитывая огромный потенциал блокчейна, они не имеют никакой альтернативы, чтобы противостоять изменениям. DTCC также является одним из членов-основателей программного проекта с открытым исходным кодом, который направлен на то, чтобы протолкнуть идею блокчейн в деловом мире. На прошлой неделе Linux Foundation официально переименовал проект в Hyperledger. И этот проект представил новую структуру управления, начав развивать сотрудничество с миллионами членов проекта, в том числе с крупными технологическими компаниями: IBM, Intel и Cisco, а также финансовыми гигантами: JP Morgan, Wells Fargo, Лондонской фондовой биржей и DTCC.

Член палаты DTCC говорит, что подобное сотрудничество является основной целью его организации. Много различных компаний исследуют блокчейн для использования на финансовых рынках. Но то, что действительно необходимо - так это приложение всеобъемлющих усилий по созданию системы, над которой работают миллионы разработчиков по всему миру.

"Многие фирмы проводят частные эксперименты с этой технологией, которая кажется немного нелогичной для нас. Мы увидели возможность создать новое направление в отрасли."

Учитывая, что сама природа блокчейна - это совместный подход, он является правильной идеей. Если компания строит системы подобные блокчейну внутри своей организации, это полезно. Реальной силой блокчейна является распределенный реестр, который находится вне контроля какой-либо одной организации.

Массовое внедрение 

Патрик Берн считает, что блокчейн может быть интегрирован на многих рынках. В дополнение к системе урегулирования финансов, блокчейн может упростить и демократизировать рынок акций займов. Мировой финансовый рынок охватывает около 101$ трлн в ценных бумагах, и в любой момент может понадобиться около $1.7 триллиона на кредиты: за счет заимствования акций трейдеры могут осуществлять короткие продажи (шорты) или хеджировать свои финансовые ставки.

Берн жалуется, что этот рынок контролируется относительно небольшим числом банков, таких как State Street, и что эти банки манипулируют рынком в соответствии со своими потребностями и прихотями. Блокчейн может открыть этот рынок, что позволит каждому участнику точно знать, кто является владельцем акций и на каких условиях.

Еще более блокчейн 

Берн даже рассматривает блокчейн как способ создать весь рынок в виде Открытого акционерного общества. SEC одобрил план Оверстока на выдачу акций компании через блокчейн. Берн видит такой подход как новый способ проведения IPO. Как говорит Берн, "мы могли бы поставить весь фондовый рынок на блокчейн", причем эту точку зрения уже разделяют руководители высшего звена на Nasdaq, работающей как концентратор для технологических IPO.

Некоторые рассматривают подобные идеи со скептицизмом. Гальперов говорит, что рынок кредитных акций не будет функционировать через блокчейн. Конечно, блокчейн не работает достаточно быстро и не прошел все испытания для того, чтобы уже сегодня вводить его в торговлю на высокоскоростном публичном фондовом рынке. Но вместе с тем State Street - один из банков, который является стимулирующим на рынке долговых акций, также присоединился к проекту Hyperledger. И много других именитых игроков Уолл-стрита уже изучают эти инновационные идеи.

Nasdaq, к примеру, строит частную биржу помощью блокчейна. Такие компании, как Goldman Sachs, вкладывают в управление цифровыми активами под руководством бывшего менеджера JP Morgan Блайт Мастерс. Гальперов говорит, что все становится реальным с привлечением DTCC: «Инвестиции DTCC действительно сделают это реальным."

Тем не менее, пока нет никакой гарантии, что DTCC полностью примет блокчейн как идею. В конце концов, фондовое регулирование на основе блокчейна может исключить необходимость самой DTCC.

Но важно понимать, что блокчейн тоже имеет свои пределы. Даже если финансовая отрасль действительно полностью интегрирует новую технологию, она все равно может достигнуть своего предела и упереться в стену. Мы по-прежнему остаемся заложниками инерции человеческого мышления, ошибок и, конечно, человеческой жадности. Уолл-стрит в конечном счете мотивирован деньгами и алчностью, а не идеей.