Вчера Госдума практически единогласно приняла в первом чтении три законопроекта, касающиеся регулирования криптовалют и ICO: «О цифровых финансовых активах», «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» и «О цифровых правах». Компания Deloitte Legal прокомментировала основные положения новых законопроектов и их возможное влияние на российское криптовалютное сообщество.

В первую очередь юристы фирмы отмечают, что «несмотря на несогласованность терминов, а также подходов к регулированию, ни один из рассматриваемых проектов законов нельзя назвать запретительным». Каждый из предлагаемых законов признает юридическую силу новой формы экономических инструментов - цифрового финансового актива, цифрового права или токена. Артём Толкачёв, директор ООО «Делойт Консалтинг» отмечает:

«Рассмотрение законопроектов в Государственной думе — логичное продолжение дискуссии, которая долгое время велась юристами и криптосообществом. Конечно, эти законопроекты ожидает глубокая переработка, однако я надеюсь, что выбранный курс на установление понятных для рынка правил сохранится».

Блага и ограничения операций с криптовалютами

В Deloitte Legal отмечают, что в законопроекте о цифровых финансовых активах и поправках к Гражданскому кодексу РФ криптовалюты отделяются от токенов, а в проекте о краудфандинге вообще отсутствует понятие криптовалюты. Юристы считают, что появление в законах термина "криптовалюты" должно благотворно сказаться на бизнесе, который в настоящий момент испытывает большие трудности из-за негативных разъяснений регуляторов и сложившейся судебной практики.

Законность операций с криптовалютами ставится под сомнение практически в любой стране, где отсутствует четкая позиция регуляторов по вопросу того, что такое криптовалюты и как они должны рассматриваться с законодательной точки зрения, и в этом плане новые законопроекты можно считать благом.

По мнению представителей Deloitte Legal даже на этом этапе понятно, что предлагаемое регулирование по многим вопросам не соответствует реальному положению вещей, а потому его применение будет либо невозможным, либо неэффективным. В частности, они упоминают порядок обращения криптовалют, который установлен в законопроекте о цифровых активах, а именно – его жесткую регламентацию, которая сильно затруднит участие инвесторов и эмитентов в обороте цифровых активов. В частности, речь идет о существенных ограничениях операций, которые могут осуществлять операторы обмена цифровых финансовых активов.

Юристы также отмечают, что новые законопроекты предполагают кардинальное изменение концепций проведения операций с цифровыми активами, которая принята сейчас – необходимость наличия цифрового кошелька, который может быть открыт исключительно российским оператором обмена цифровых финансовых активов.

Также в сообщении говорится, что с учетом других ограничений законопроекта о цифровых активах, привлекательность российских проектов для иностранных инвесторов существенно снизится. Кроме того, участие российских резидентов в иностранных ICO-проектах без нарушений российского законодательства будет практически невозможным.

Трудности с ICO

Поправки в Гражданский кодекс указывают на возможность использования цифровых денег в качестве платежного средства. Однако в соответствии со специальным законом, к которому отсылает поправка, нельзя использовать криптовалюту для осуществления расчетов по сделкам по приобретению токенов. Это значительно затруднит проведение ICO, как отмечают в Deloitte Legal:

«Сегодня большинство проектов используют смарт-контракты, привлекая средства в криптовалютах. В концепцию традиционного ICO также не вписываются и положения законопроекта о краудфандинге: инвестиции в проект могут осуществляться только безналичными денежными средствами [в рублях], которые перечисляются на номинальный счет, открытый оператору инвестиционной платформы».

Установление простых правил раскрытия информации для эмитентов в законопроекте о цифровых активах скорее всего объясняется тем, что законодатель делает ставку на защиту инвестора путем установления ограничений на участие в финансировании (только квалифицированные инвесторы могут участвовать в ICO, для всех остальных будут установлены ограничения). Это ограничение, в связи со сложившейся практикой, может негативно повлиять на привлечение средств.

Представители Deloitte также отмечают, что широкий перечень прав, которые могут олицетворять токены, фактически позволяет эмитенту выбрать любую стратегию для обоснования их продажи. При этом ни в одном законопроекте не предполагается закрепления инвестиционного договора, который мог бы стать одной из самый востребованных конструкций на рынке. Юристы считают, что ограничения могут «поставить под вопрос целесообразность выбора краудфандинга в качестве альтернативы», так как квалифицированные инвесторы редко заинтересованы в небольших вложениях средств, которые предполагают ICO-проекты.

В завершение своего отчета юристы Deloitte отмечают, что «ни один из законопроектов, которые до сих пор предлагались в качестве основы для регулирования криптовалют в России, не затрагивает вопросов бухгалтерского и налогового учета цифровых активов и не рассматривает деталей обращения взыскания на цифровое имущество в рамках исполнительного производства с учетом множества особенностей, связанных с их эмиссией и оборотом».

Из-за этого в краткосрочной перспективе предложенное регулирование в текущей редакции вряд ли сможет охватить базовые вопросы инвесторов и интернет-проектов, а привлекательность российского рынка таким образом будет поставлена под сомнение.