Выступая на пленарном заседании Петербургского Международного юридического форума, премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил, что сделки с криптовалютами - это та реальность, которую нельзя больше игнорировать, а так называемые драконовские меры регулирования могут задушить развивающуюся цифровую среду в России.

"Рубль сейчас и в будущем остается единственным законным платежным средством, но сделки в цифровой среде – это та реальность, которую мы больше не можем игнорировать. Нам нужно закрепить в гражданском законодательстве базовые положения, перевести их на язык права. Поэтому вместо распространенных сленговых выражений типа "криптовалюты" и "токены" законодатели разрабатывают более юридически строгие понятия "цифровых денег" и "цифровых прав и некоторые другие", – сказал премьер-министр.

Глава кабмина сообщил о появлении неизвестных и иногда непонятных объектов прав, способов инвестирования в цифровые проекты, а также распространении технологии блокчейна, которая выводит на новый виток развития международные финансовые операции.

«Сейчас в Госдума готовит два законопроекта, которые касаются цифровых технологий в финансовой сфере. Её регулирование позволит обеспечить судебную защиту от злоупотреблений в случае возникновения споров, помешает выводить активы в нерегулируемую цифровую среду, что особенно важно при борьбе с легализацией доходов, которые получены преступным путем, а также создаст основу для построения системы налогообложения таких объектов», – добавил премьер.

Жёсткие меры регулирования цифровой среды Медведев назвал контрпродуктивными и нереальными – по его словам, целесообразнее ввести гибкое правовое регулирование, не мешающее ее развитию.

"Попытка вообще все зарегулировать в цифровом мире является абсолютно контрпродуктивной и нереальной. Этот мир очень быстро меняется, и нам нужно иметь гибкое законодательство, которые определяет какие-то базовые термины, но не мешает развитию цифрового пространства. Необходимо найти этот баланс – это, наверное, самая сложная задача", – заявил Медведев.

Он также отметил нецелесообразность введения запретов в цифровой среде, где немедленно возникают пути их обхода.

"Сегодня уже не работает в полном виде триада привычных методов – предписание, разрешение, запрет. В цифровой среде, на глобальных рынках достаточно сложно что-то категорично запретить и обеспечить выполнение этого запрета, – уточнил он. – Немедленно возникнут пути обхода запретов и предписаний. Как мы это видим, в том числе, с нормами по защите интеллектуальной собственности и целый ряд других правовых институтов".

В результате такого регулирования возникают издержки, перекрывающие ожидаемый эффект от его введения.

"Современное право в этом смысле должно быть рискоориентированным. То есть создавать стимулы для определенных действий, предлагать выгодную и удобную модель, оставляя свободу действий", – заявил премьер-министр.