Федеральная налоговая служба Российской Федерации опубликовала письмо о мерах по осуществлению контроля за обращением криптовалют.
С полным текстом письма можно ознакомиться по этой ссылке. Основным тезисом является то, что законодательство Российской Федерации не содержит запрета на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты. ФНС РФ рассматривает операции, связанные с приобретением или реализацией криптовалют как валютные операции. При этом не имеет роли, осуществляются они за рубли, иностранную валюту, ценные бумаги или иные валютные ценности.
Порядок проведения таких операций установлен Законом N 173-ФЗ, и на некоторых моментах ФНС остановились более подробно. Например, существующая система валютного контроля не предусматривает получение органами валютного контроля информации об операциях купли-продажи криптовалют. Однако, с целью контроля за соблюдением требований валютного законодательства, подобная информация может быть запрошена налоговыми органами от иных уполномоченных органов. В том числе предусмотрена передача Росфинмониторингом в ФНС информации о выявляемых финансовых схемах, имеющих признаки уклонения от уплаты налогов, незаконного возмещения НДС из бюджета, преднамеренного банкротства и иных неправомерных действий, связанных с нарушениями валютного законодательства Российской Федерации.
Использование криптовалют при совершении сделок по-прежнему является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких операций к сделкам, направленным на легализацию доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
ФНС России считает необходимым принять меры по разработке методов осуществления контроля за деятельностью операторов криптовалют, таких как эмитенты или обменники, для чего предлагает закрепить в Федеральных законах N 173-ФЗ и N 115-ФЗ определения соответствующих категорий объектов и субъектов контроля. Правда каким образом предлагается контролировать криптовалюты с распределенной эмиссией не уточняется.
Эти меры ФНС считает необходимыми, так как на данный момент в законодательстве Российской Федерации не закреплены такие понятия, как денежный суррогат, криптовалюта или виртуальная валюта. Разработанные Минфином запретительные проекты федеральных законов, которые разрабатывались аж с 2014 года, признаны Правительством Российской Федерации требующими доработки, а также проведения дополнительного анализа рисков их возможного использования в противоправных целях с учетом зарубежного опыта.