Компания Wolfram Research, автор пакета компьютерной алгебры Mathematica и машины ответов Wolfram|Alpha, объявила об интеграции в свое ПО Multichain – платформы быстрого конструирования частных блокчейнов от Coin Sciences.

На первом этапе Wolfram предложит пользователям прямой доступ к частным блокчейнам, размещенным на Wolfram Cloud, а также даст возможность интеграции локальных узлов существующих блокчейнов Multichain. В пресс-релизе говорится, что интеграция состоится до конца года, вместе с новой версией языка программирования Wolfram.

О том, что вчерашнему объявлению предшествовал длительный этап совместной работы, рассказал доктор Гидеон Гринспен (Gideon Greenspan), CEO компании Coin Sciences. Wolfram Research долго изучала технологию блокчейна, и приняла решение добавить ее в качестве опции, чтобы пользователи Mathematica могли создавать общие наборы данных, другими словами, блокчейн Multichain будет работать в качестве базы данных.

Гринспен всегда рассматривал блокчейны как технологию общего назначения для создания P2P баз данных. Несмотря на то, что максимум внимания уделяется блокчейнам в финансовом секторе, блокчейны в равной степени полезны в качестве децентрализованных агрегаторов данных, и во многих других отраслях: науке, инжиниринге, экономике и управлении.

«В конечном счете, блокчейн – это технология баз данных, я всегда это говорил. Большинство компаний видит их применение только в области финтеха, и я с этим не согласен. В общем случае, блокчейн – это новый тип общей базы данных, не требующий центрального элемента. Следовательно, блокчейны могут найти применение везде, где есть базы данных, так что ничего специфически «финансового» в них нет».

Подобно многим другим компаниям, Coin Sciences начинала разработки MultiChain с акцентом на финансовые варианты применения, а именно, для проведения транзакций и обменом активами между финансовыми организациями.

«Случилась интересная трансформация», – рассказывает Гринспен, «Такие компании как R3CEV и Digital Asset, которые были пионерами в этом секторе, пришли к заключению, что блокчейн непригоден для их задач, или, по крайней мере, является лишь небольшой частью общего решения. Теперь они говорят о новых архитектурах, толчком для развития которых стали блокчейн и технология распределенного реестра».

«Наша компания пошла по другому пути: мы решили не ограничивать себя конкретным вариантом использования, а вместо того сконцентрироваться на самой технологии, которая представляет собой новый тип базы данных. Посмотрим, где мы можем ее успешно использовать, будь то финансы или что угодно. Вот два вполне разумных направления, которые, однако, приводят в совершенно разные места».

Ранее, Гринспен уже говорил, что хотя в последнее время больше разговоров велось о конструкциях типа смарт-контрактов, выполняющихся на виртуальных машинах, более интересные варианты использования для блокчейна еще только предстоит реализовать. В этом контексте он задался вопросом, каким, например, будет блокчейн-эквивалент внешних ключей в реляционных базах данных, или модели распределенных вычислений в больших (порядка нескольких петабайт) массивах данных.

«Посмотрите на любой тип базы данных – реляционные базы данных, in-memory базы данных, no-SQL базы данных – для этих продуктов и платформ разработаны собственные языки и абстракции, в которых подробно прописаны как порядок работы, так и наиболее употребительные варианты применения. Это упрощает проведение и эффективность разработок на этих платформах».

«Возьмем, к примеру, реляционную базу данных со множественными взаимозависимыми таблицами. С разработкой реляционной концепции стало популярным понятие внешнего ключа, которое дает возможность объявить, что каждая запись в одной таблице должна иметь соответствующую ей запись в другой. Например, университетская база данных не должна записывать экзаменационные результаты студента, которого нет в списке учащихся. Это естественный ход рассуждений в реляционных базах данных, в которых таблицы связаны друг с другом, и мы хотим определить набор правил, управляющий этими связями».

«На сегодняшний день, готового продукта с блокчейном, использующимся в качестве базы данных еще не создано, так что вышеописанный путь придется повторить для нового типа. Со временем, мы поймем, какой новый функционал даст нам блокчейн. У нас много идей, некоторые уже применяются, другие мы открыто обсуждаем, а о третьих мы пока не готовы говорить. Вообще, должно пройти пять – десять лет пока пользователи блокчейна полностью осознают его преимущества. Долгосрочная цель для Multichain – поддержка максимально широкого спектра приложений».

Несколько компаний ведут разработки общих стандартов блокчейна, правда, их усилия сосредоточены вокруг финансовых приложений и находятся пока на ранней стадии. Гринспен привел SQL в качестве примера; единого стандарта не существует, однако технология одна и та же, и разные платформы имеют больше сходства, чем различий, так что разработчики отлично представляют себе, какой код писать и каких результатов ожидать.

«Множество консорциумов и компаний совместно работают над отдельными платформами, но это не та стандартизация, которую я хотел бы увидеть. Более интересным мне кажется создание наборов правил, которые позволяли бы разным продуктам обмениваться транзакциями, и при этом стиль программирования у управление платформами были бы похожи».